Skip to main content

Как писать музыку для фильмов? Часть 1.

Введение.

Добро пожаловать! В этом гайде мы расскажем вам о том, как писать музыку к фильмам. Основная методика распространяется на все виды аудио-визуальных средств массовой информации: телевидение, реклама и кат-сцены видеоигр, а не только кино. Мы рассмотрим два аспекта, таких как креатив и технические детали работы в общих чертах. Поехали!

*Уточнение

Эта статья предполагает, что вы уже писали музыкальные произведение раньше, используя компьютерные технологии, у вас уже есть некоторое представление о том, что такое аккордовая прогрессия, вы получили знания в написании мелодии и понимаете основы ритма. Если же у вас есть проблемы с теорией музыки и сочинением композиций, рекомендуем пройти один из наших курсов, чтобы улучшить свои навыки и стать настоящим профессионалом!
Студенты, которые приходят к нам, часто асимметричны с точки зрения их набора навыков. Они или очень технически подкованы, но у них нет понятия о музыке или наоборот. Не важно, какая сторона у вас сильней развита, вам понадобятся они обе!
С точки зрения технологий, вы должны чувствовать себя как дома в своем цифровом аудио рабочем пространстве (DAW), используя виртуальные инструменты и создавая готовые миксы вашей музыки. Вам нужно знать как использовать все основные функции вашей DAW максимально продуктивно.

Технологии.

Вам понадобится цифровая аудио рабочая станция или DAW. Это может быть полнофункциональная профессиональная программа, такая как Cubase, Logic, ProTools или Reaper. Вы даже можете начать работу с GarageBand, если вы привыкли там работать.

Обзор рабочего процесса.

Здесь будут описаны общие шаги, а затем мы разберем каждый из них более подробно.

Шаг первый. Проект.

Первое, что вам нужно сделать, это узнать о деталях проекта. Изучите жанр, к которому он принадлежит, его создателей, продюсеров или режиссера.

Шаг второй. Краткое изложение.

Затем вы должны разобраться, чего хочет продюсер или режиссер. Он объяснит, чего ждёт от вас и вашей музыки. Некоторые из них очень подробны и детальны в своих объяснениях, а другие, честно говоря, понятия не имеют, как все должно выглядеть в итоге.

Шаг третий. Поиск основного музыкального концепта.

Это процесс принятия решения о том, какая будет музыка и какую функцию она будет выполняет. Это вы делаете с режиссером, пока смотрите фильм, но всё чаще это делается удаленно. В итоге вы получите длинный список идей: отдельные музыкальные наброски, которые в последствии составят партитуру для фильма.

Шаг четвёртый. Озвучивание фильма.

Открывайте DAW и импортируйте файл фильма, чтобы было удобно синхронизировать вашу музыку с определенной сценой из него. Вы выбираете набросок из вашего списка и начинаете его дорабатывать. Конечно, вам придется потратить некоторое время на аранжировку, чтобы все звучало так, как вы задумали, но многие из ваших набросков будут короткие, поэтому вы просто погрузитесь в процесс и начнете играть ваши идеи при просмотре фильма.

И так, давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее!

Шаг первый. Проект.

С самого начала стоит сказать, что в данной статье мы рассмотрим подход с точки зрения коммерческого проекта, где композитор делает то, что ему говорит продюсер или режиссер. Если вы работаете над неоплачиваемым проектом, вы можете быть более равноправным партнером и, следовательно, иметь гораздо больше права голоса в отношении направления музыки. В любом случае, вам нужно уточнить много основных вещей в работе над фильмом.

Какова цель фильма?

Это коммерческий фильм, предназначенный чтобы выйти в прокат и получить прибыль, арт-хаус, инди фильм, малобюджетный или студенческий проект? Все эти вещи имеют значение.

Какая длительность фильма?

Короткометражный фильм может быть от минуты до получаса, но обычно от 5 до 15 минут.

Какой жанр у фильма?

Драма, триллер, ужасы, экшн, комедия, приключения, фантастика?

Какой творческий подход выбрать?

Вы должны понимать, какой по настроению фильм: веселый и современный, или может быть снят в стиле классического Голливудского фильма, арт-хаус в атмосфере инди-фильмов или немного пошлый? Это то, где нужно понять режиссерский подход. Изучите режиссера на IMDB или найдите его веб-сайт или страницу в соц. сетях. Разузнайте, с какими композиторами он раньше работал.

Технические (но важные) детали. (Краткий обзор процесса по порядку)

  1. Разработка: проработка основной идеи, привлечение финансирования, кастинг ключевых актеров и размер съемочной группы и помощников.
  2. Пре-продакшн: детальная разработка сценария, проработка локация для съёмок, найм недостающих членов команды и оборудования, составление детального расписания съёмок.
  3. Продакшн: время, когда фильм снимается.
  4. Пост-продакшн: редактирование фильма, музыки и звуков.
  5. Дистрибуция: распространение фильма в прокат по всему миру.

Стадии монтажа фильма.

Первый монтаж называется “сборка” (assembly) и обычно он на 50 процентов длиннее, чем финальный результат. Далее идет “черновой вариант” (rough cut). Он уже ближе к финальному монтажу, но некоторые сцены всё же могут быть переделаны. Потом идёт так называемое “запирание” (locked cut) и “финальный монтаж” (final cut). В этой точке (теоретически) фильм перестает изменяться и над ним уже можно работать композитору и саунд-дизайнеру.

Вам нужно знать, когда фильм будет на этапе «запирания», и им понадобится ваша помощь.

Шаг второй. Краткое изложение.

Режиссёр фильма должен дать вам краткое изложение общего направления музыки и того, какой она должна быть. Это могут быть любые слова вроде “круто”, “современно”, “агрессивно”, до очень конкретных ссылок на определенные стили музыки. У некоторых режиссёров нет идеи, чего они конкретно хотят или наоборот, у них есть идея, но они хотят услышать ваши идеи первыми. Так что вы можете ожидать, что вам придётся делать все без помощи режиссёра и наоборот, иметь дело с чётким представлением музыки в фильме, вплоть до детально проработанных музыкальных образов.
Часто при монтаже может быть использована обычная коммерческая музыка, которой не будет в финальной версии, но это очень хорошо может вам понять то, что хотел бы слышать режиссер фильма. Но композиторы не очень любят использовать коммерческие треки в фильмах. По возможности поговорите с директором и познакомьтесь с ним, узнайте его музыкальный вкус. Старайтесь избегать неопределенных описаний и слов и больше привязывайтесь к конкретному примеру. Например, не говорить “Сделаем это круто и эпично”, а сказать “Ты имеешь ввиду звук, как в фильме Кристофера Нолана “Начало”? Используйте музыкальные примеры, которые вы оба знаете, чтобы общаться. Это позволяет избежать двусмысленности и понять что режиссёр хочет с самого начала вашего диалога. Это естественно и принесет больше пользы обеим сторонам.

На этом мы завершим первую часть. В следующей статье вы узнаете о поиске музыкального концепта и деталях работы при озвучивании фильма.

Спасибо за ваше время! Удачных сочинений!

Онлайн-курс предназначен для музыкантов, которые хотят научиться создавать профессиональную музыку для игр и видео. Вы освоите навыки работы с оркестровыми и электронными инструментами и сможете самостоятельно создавать оригинальные аранжировки для различных музыкальных жанров. Результатом ваших трудов по окончании станет итоговая работа, которую вы смело можете использовать для портфолио.

 СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ 
ДЛЯ ИГР И ВИДЕО

Онлайн-курс предназначен для музыкантов, которые хотят научиться создавать профессиональную музыку для игр и видео. Вы освоите навыки работы с оркестровыми и электронными инструментами и сможете самостоятельно создавать оригинальные аранжировки для различных музыкальных жанров. Результатом ваших трудов по окончании станет итоговая работа, которую вы смело можете использовать для портфолио.