Skip to main content

 ADSR-огибающая 

ВСЁ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ, НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ

Многие слышали об огибающих в виртуальных и физических синтезаторах, но не все знают точно, для чего они нужны и как их правильно применять. Вследствие чего многие музыканты подбирают звуки в своих проектах либо перебирая сотни пресетов, либо наугад крутя все подряд ручки.

На самом деле ADSR-огибающая — это мощный инструмент для музыкальных продюсеров и вообще любителей синтеза. Важно знать, на что она влияет, как правильно ей пользоваться, какие возможности она предоставляет.

Понимая принципы формирования звука с помощью ADSR-огибающей, вы сможете практиковать их не только в синтезе, но и в других саунд-дизайнерских задачах.

ЧТО ЗНАЧИТ ADSR?

Английская аббревиатура ADSR расшифровывается как — attack, decay, sustain и release. Иначе говоря, это огибающая с четырьмя параметрами, которая получила наибольшее распространение в виртуальных синтезаторах. Это не единственная схема формирования огибающей, существуют ещё AHDSR, ADBSSR и другие комбинации.

Вообще, с помощью огибающей можно контролировать абсолютно любой параметр на синтезаторе, но чаще всего ей пользуются для контроля амплитуды сигнала. Комбинируя различные значения четырёх параметров attack, decay, sustain и release, можно формировать длительность звука, его громкость при нажатии клавиши, при удержании и как быстро сигнал будет затухать.

1. АТАКА (ATTACK)

Представьте, что наша огибающая — это умопомрачительная горка из парка аттракционов. Вагончики — громкость сигнала, только без визжащих людей, а с вашим старательно подобранным тембром.

Сигнал начинает свою поездку по ADSR-горке, то поднимаясь на самый верх, то опускаясь на некоторую высоту и задерживаясь на ней. И наконец возвращается в исходное положение. Значение атаки в этом случае отображает время, за которое наш сигнал-вагончик преодолевает первый подъём. То есть если вы настроите атаку на короткий промежуток времени, то ваш звук быстро взлетит до пика (наберёт громкость). Если же выставите более длинные значения — подъём будет плавным.

Звуки с короткой атакой это обычно перкуссионные инструменты, pluck-звуки или же агрессивные басы.

2. СПАД (DECAY)

Итак, наш вагончик добрался до верха и начинает спускаться со своей первой горки. Регулировка спада позволяет определить, как долго мы будем ехать с вершины до следующей точки. Другими словами, время спада — это время, за которое громкость сигнала снижается с максимального значения до минимума или же громкости задержки (sustain).

Звуки с медленным спадом снижают свою громкость постепенно. Быстрый спад даёт более резкий переход между значениями амплитуды и, как следствие, более резкий звук.

3. ЗАДЕРЖКА (SUSTAIN)

Если спадом мы определяли, как долго сигнал проходит от пика вниз, то задержкой мы обозначим, где этот низ находится. Задержка определяет, насколько громким будет звук уже после атаки.

Сто́ит рассматривать параметры decay и sustain вместе. Поскольку значение задержки подразумевает, насколько громким будет звук после пика. А спад, в свою очередь, показывает, сколько времени займёт переход на вторую громкость у нашего звука.

4. ЗАТУХАНИЕ (RELEASE)

После всего предыдущего пути нашему вагончику пора возвращаться обратно. Звуку необходимо подсказать, по каким правилам он будет затухать. Здесь и вступает наш последний параметр — Release. Выставляя значения времени затухания, мы определяем, как быстро громкость сигнала снизится до абсолютной тишины.

Чтобы избежать неопрятного клипинга и щелчков, обычно выставляют хотя бы минимальное время затухания. Увеличивая же этот промежуток, можно добиться красивых длинных звуков с плавным fade out.

ГДЕ ПРИГОДИТСЯ ADSR-ОГИБАЮЩАЯ?

ADSR — это один из фундаментов формирования звука в саунд-дизайне. Правильно настроенная огибающая позволяет создавать уникальные звуки, а главное, круто звучащие. Вообще, в синтезаторах существует множество параметров и способов формирования звука, но очень легко испортить даже самый красивый тембр несуразной ADSR. В то же время качающий кик — это просто синусоида с быстрой атакой и затуханием.

На примере баса давайте послушаем, как меняется звук в зависимости от разных значений параметров ADSR.

Ещё ADSR-огибающую можно использовать, как модулятор любого параметра сигнала. С её помощью можно растянуть звук пэда или вокала, чтобы сделать длиннее или, наоборот, добавить атаки и резкости записи барабана, решилировать питч, положение фрэйма волновой таблицы и многое другое.

Различные приёмы работы с огибающими практикуют и микс-инженеры при сведе́нии, для усадки звуков в микс или же формирования тембров.

Для таких целей подходят различные плагины типа Transients Shaper. У этих инструментов обычно также присутствуют все настройки ADSR-огибающей. Саунд-дизайнеры везде используют такие плагины, т. к. это позволяет достаточно кардинально изменять звук.

ИТОГ

ADSR-огибающие — это настоящие палочки-выручалочки музыкальных продюсеров, звукорежиссёров, саунд-дизайнеров и электронных музыкантов.

Теперь надеемся, вы будете смелее их использовать, двигаясь вперёд к качественному звуку.

Удачи!

старт 11 ноября 2024

Онлайн-курс посвящён музыкальному продюсированию с изучением всех ключевых аспектов: саунд-дизайна, написания трека, подготовки к сведению и публикации. Вы изучите все инструменты, необходимые для создания, продвижения и монетизации вашей музыки – от начальной музыкальной концепции до ее выпуска на ведущих платформах.

Программа нацелена на изучение двух важнейших аспектов музыкального производства: технического и концептуального. Чтобы добиваться желаемых результатов, необходимо не только понимание законов жанра, истории происхождения и наличие музыкальной идеи, также важно умение обращаться с техническими, аппаратными устройствами и другими инструментами профессиональных продюсеров.

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ 
ПРОДЮСЕР

старт 11 ноября 2024

Онлайн-курс посвящён музыкальному продюсированию с изучением всех ключевых аспектов: саунд-дизайна, написания трека, подготовки к сведению и публикации. Вы изучите все инструменты, необходимые для создания, продвижения и монетизации вашей музыки – от начальной музыкальной концепции до ее выпуска на ведущих платформах.

Программа нацелена на изучение двух важнейших аспектов музыкального производства: технического и концептуального. Чтобы добиваться желаемых результатов, необходимо не только понимание законов жанра, истории происхождения и наличие музыкальной идеи, также важно умение обращаться с техническими, аппаратными устройствами и другими инструментами профессиональных продюсеров.