Как писать музыку для фильмов? Часть 2.
Шаг третий. Поиск основного музыкального концепта.
Именно на этом шаге вы просматриваете фильм с режиссером и решаете, где должна начинаться и заканчиваться музыка, а также какова её цель в каждой сцене. Каждый музыкальный элемент будем называть идеей или наброском. В английском языке используется термин Cue.
Фильмы по-прежнему традиционно делятся на части длиной примерно 20 минут. Обычно ваши музыкальные идеи/наброски нумеруются вот таким образом:
1M1 - означает, что в первой части вы используете набросок номер один.
1M2 - второй набросок в первой части.
1M3 - третий набросок в… ну, вы поняли идею
Но всё-таки, большинство современных фильмов идут с так называемым таймкодом (Timecode) Таймкод - это уникальная ссылка на каждый кадр фильма и всегда записывается следующим образом: Часы:минуты:секунды:кадры
Поэтому, если вы хотите описать момент, с которого должен начинаться ваш музыкальный набросок, вы можете сказать просто “Человек выходит из комнаты” или гораздо точнее - 10:05:06:12. Это десять часов, пять минут, шесть секунд, двенадцатый кадр. 10 часов? Да. По техническим причинам чаще всего начало фильма приходится не на 00:00:00:00, а на первый или десятый час.
Старайтесь избегать очень коротких музыкальных набросков продолжительностью менее 15 секунд. Для идей, которые длятся 3 минуты и больше, подумайте как разбить его на более управляемые части, чтобы в будущем вам было проще их корректировать и синхронизировать.
Шаг четвёртый. Озвучивание фильма.
Начало написания музыки к фильму.
Когда большинство композиторов начинают смотреть фильм, они уже представляют, как должна звучать музыка. Обычно композиторы начинают с углубленного анализа просмотренного фильма, это очень помогает написать хорошую и подходящую музыку. Хорошие идеи могут прийти даже когда вы играете или делаете что-то не так. Старайтесь больше экспериментировать.
На большом проекте вы можете потратить дни, недели или даже месяцы, придумывая звук, музыкальные идеи и наброски, которые будут подходить для вашего проекта. Вы не должны начинать писать музыку с чистого листа. Сделайте некоторую работу заранее. Узнайте, какой жанр музыки вам нужно использовать. Вы заранее поговорили с режиссёром и получили небольшие рекомендации и пожелания, так что все это может значительно сократить ваше затрачиваемое время. Одни из главных вопросов, которые вы должны задать себе перед написанием музыки это:
- Что музыка должна добавить к конкретной сцене?
- Чего я пытаюсь достичь с помощью музыки?
- Существует ли общая музыкальная идея для фильма?
И в конце, задавайте себе один небольшой, но важный вопрос после написания какого-либо музыкального наброска:
Как моя музыкальная идея/набросок вписывается в общую структуру фильма и не нарушает ли она/он целостности восприятия?
Давайте рассмотрим следующий фрагмент сценария:
Девушка Джейн, моет посуду на кухне, когда вдруг раздается стук в дверь.
Она открывает её, и Том, её парень, входит в комнату.
Он целует её в щеку и медленно садится за стол.
С виноватым видом он говорит:
“Мне нужно тебе кое-что сказать.” Она поворачивается с озабоченным и подозрительным видом и садится напротив него.
“Тогда говори” - говорит она.
Он смотрит на стол, а потом снова прямо ей в глаза.
“Я просто не тот человек, за которого ты меня принимаешь… Я ... Я….. Я……….. на самом деле инопланетный хомяк, и мое настоящее имя - Рагамил!”
С яркой синей вспышкой он превращается в 6-метрового инопланетного хомяка. Он тут же начинает гоняться за ней по кухне.
Она кричит и швыряет в него разными кухонными принадлежностями и овощами.
Они останавливаются, глядя друг на друга, затаив дыхание.
Она говорит: "У меня тоже есть сюрприз для тебя, моя "любовь".…”
Она начинает превращаться в ящерицу, которая в два раза больше его.
Она испускает крик ящерицы и ныряет через всю комнату, хватая хомяка Тома своими гигантскими
когтями.
С одним громким криком ящерица съедает хомяка целиком.
Облизнув губы, ящерица выходит из комнаты.
Бедный хомяк Том... ой, то есть Рагамил. Давайте разберем эту сцену детальней.
Где должна начаться музыка? Может в момент, когда он стучит в дверь, или когда он говорит, что мне нужно тебе что-то сказать. Музыка начнет играть с самого начала и будет звучать вплоть до точки, где он раскрывает свою истинную сущность и превращается в гигантского хомяка.
Нужно сделать больше экшена в музыке, когда он превращается в гигантского хомяка, но не делать это слишком мощно, потому что мы знаем, что точка кульминации будет когда гигантская ящерица его съест.
Мы можем разделить этот фрагмент на три секции:
1. Нарастание напряжения, в момент когда они разговаривают.
2. Активная часть, когда они гоняются по кухне, переворачивая столы.
3. Кульминация, когда ящерица догоняет хомяка и съедает его.
Чем это может закончиться?
Наверно, какой-нибудь томной, задумчивой музыкой, когда она облизывается и выходит из комнаты.
Точки синхронизации.
Первое, что вы должны сделать перед тем, как начнете писать музыку это выстроить правильный темпотрек каждому из действий в видео. Очень важно, чтобы музыка начиналась и заканчивалась в момент начала действия и заканчивалась в его конце. Выстроив подходящий темпотрек вы получите скелет для вашей музыки. Теперь вы готовы начать писать музыкальную композицию.