Skip to main content

Несколько полезных советов от ведущих мастеринг-инженеров мира.


Мастеринг. Советы профессионалов.

Несколько советов от ведущих мастеринг-инженеров и владельцев студий, которые помогут вам правильно оформить рабочий процесс.

Общайтесь с заказчиком

”Первая вещь о которой я спрашиваю, если клиент присутствует – это какую композицию альбома он/она считает лучшей. Это говорит мне о том, что я слышу (или не слышу) вещи так же, как и клиент. Этот простой вопрос помогает мне понять многие вещи. Тогда я прошу его рассказать мне, какие из них были самыми трудными. Это, как правило, выявит, доволен ли клиент тем, что в общем получил. Он говорит мне, как действовать дальше - с консервативным подходом к проекту или более агрессивным. Если клиент не присутствует, то я обычно пишу электронное письмо, в котором спрашиваю любую информацию, которую клиент думает, что я должен знать, приступая к мастерингу. Если я не получаю никаких комментариев, 

то предполагаю, что клиент в достаточной степени доволен своими миксами. Если комментарии развернутые, то я пытаюсь понять с каким типом слушателя я имею дело и насколько он технически подкован. Это поможет в моем общении с ним после мастеринга. Если он просто говорит такие вещи, как «сделать его скалой» или "уничтожить его", я воспринимаю это как код для участия в ныне знаменитой "войне громкостей". В любом случае, я буду слушать одну-две минуты каждого микса, чтобы определить, есть ли общая нить, или наоборот, есть большое разнообразие производственных идей, различных инженеров сведения, студий, инструментов и т.д. Это обозначает направление моей работы, а также то, сколько займет процесс мастеринга. Я также внимательно знакомлюсь с уровнями миксов, некоторые из которых могут быть экстремально пережаты или пересатурированы, таким образом я подхожу к альбому с позиции этих уровней (плюс немного больших).”

Тональная обработка и эквализация

”Я советую начинать любую сессию мастеринга, сосредоточив внимание на тональной обработке и эквализации записи. Я чувствую, что для многих мастеринг заключается в сильной компрессии и получении громкого микса, при этом жертвуя соответствующим тональным балансом. Потратьте столько времени, сколько нужно для получения абсолютно правильной кривой эквалайзера и только после этого переходите к компрессии/ лимитированию/увеличению громкости. С опытом вы обнаружите, что эти вещи (эквалайзер и громкость) идут рука об руку и значительно влияют друг на друга. Но пока вы не овладеете соответствующими навыками эквализации, я предлагаю сперва все свои усилия приложить именно к ней.”

Правильная цепь обработки сигнала

”Я думаю, одной из самых больших проблем при записи и мастеринге является поиск правильной цепи обработки сигнала, которая требуется записи, а не то, на чем происходит усиление сигнала, как что-то звучит в одной комнате с одним комплектом динамиков. Я осознал, что чем сложнее обработка, тем больше вероятность того, что мои миксы не будут переносимыми на другую аппаратуру. Для меня мастеринг заключается в корректировке ошибок записи и сведения. Я часто ищу только один шаг эквалайзера, который реально сфокусирует микс, в то время как инженер сведения полагал, что он/она отстроил тональный баланс идеально. Также я работаю над созданием мастера,
который не будет хрупким и не развалиться, когда попадет в многополосный компрессор во время теле- или радиовещания. Установка цепи из двух многополосных компрессоров – хороший пример того, как не должен звучать микс на радио- или телестанции. Нужно быть очень осторожными с любым видом Mid/Side стерео «улучшения», потому что в реальном мире FM стерео, как правило, действительно где-то между стерео и моно в зависимости от того, как далеко вы находитесь от передатчика. Кроме того, многие системы по-прежнему моно, так как используют передачу с низким битрейтом. Идея заключается в том, чтобы микс звучал великолепно на чем угодно и где угодно, а не только в стерео. Стереорасширение иногда может быть уместно, но вы должны использовать его с большой осторожностью, чтобы не навредить моно звуку.”

Эксайтеры

“Несколько его наблюдений по использованию эксайтеров: по его мнению, при записи эксайтеры являются наиболее эффективными только когда применяются к отдельным инструментам. В сущности, эксайтер добавляет усиление к обертонам источника сигнала. Эксайтеры могут быть смоделированы после искажений, которые мы знаем из "винтажных аналоговых схем", таких как магнитные ленты и различные типы выходных трансформаторов и ламп. Другие архитектуры могут быть совершенно новыми и "захватывающими". Опасность здесь заключается в том, что вы можете окрасить свои исходники так, что они станут звучать неестественно и, кроме этого, не останется места для работы и коррекций на стадии
мастеринга. Эффект становиться еще хуже, когда эксайтеры применяются на стереошинах, так как негативное влияние такой обработки не может быть отменено без потери полезных качеств звука. В случае абсолютной необходимости, на стадии мастеринга эксайтеры лучше использовать в многополосном режиме, чем в широкополосном, для того, чтобы минимизировать потенциальные негативные последствия этого процесса.”

Mid/Side обработка

”Mid/Side обработка может быть очень привередливой. Вы должны слушать очень внимательно в отличной стерео среде, чтобы убедиться, что вы не приносите больше вреда, чем пользы. Существуют «скрытые» побочные эффекты M/S обработки. Одной из самых важных вещей является контроль Mid составляющей, независимо от Side. Обратите внимание, нет двух "Sides" - она только одна. Для большинства инженеров, которые были несовершеннолетними в эру электроники переменного тока...это «магия», когда Моно/Стерео (M/S) сигнал преобразуется обратно в Левый/Правый (L/R). Процесс переворачивания фазы и суммирования в моно так важен, что он

присутствует практически на любом серьезном этапе мониторинга при мастеринге. Вы можете включить эту функцию в вашу мониторную секцию для быстрого прослушивания. Опять же, вы можете просто поменять местами фазы левого и правого канала, а затем суммировать их в моно. Вы заметите, что в Mid сигнале энергии намного больше, чем в Side. Если вы работаете с усилением с помощью компрессора, то вы не можете установить порог срабатывания, чтобы правильно компрессировать оба сигнала. Это нормально, так как вы можете не трогать Side составляющую, а обработать только Mid, таким образом предотвратив излишнее накачивание сигнала.