Компрессия чрезвычайно важна при создании и обработке музыки, как для управления динамикой, так и для окрашивания звука. В наше время существует много различных типов компрессоров, и может быть трудно решить, какой из них выбрать для конкретной ситуации. Цель этой статьи - дать вам некоторую ясность относительно основных типов компрессоров и рассказать о том, как и для чего они обычно используются.
Какой компрессор мне выбрать?
Гайд по основным видам плагинов.
Компрессия чрезвычайно важна при создании и обработке музыки, как для управления динамикой, так и для окрашивания звука. В наше время существует много различных типов компрессоров, и может быть трудно решить, какой из них выбрать для конкретной ситуации. Цель этой статьи - дать вам некоторую ясность относительно основных типов компрессоров и рассказать о том, как и для чего они обычно используются.
Как только вы разберетесь в сильных и слабых сторонах различных типов компрессоров, вам будет намного легче понять, какой из них лучше подходит для ваших целей. Предлагаемые в этой статье примеры плагинов - это всего лишь рекомендации, основанные на том, как обычно используются различные компрессоры, но не забывайте экспериментировать и пробовать различные варианты.
Давайте сразу перейдем к основным категориям аналоговых компрессоров. Поскольку очень многие плагины созданы для того, чтобы имитировать характеристики классических компрессоров, мы вместе разберемся, как они работают, каковы их сильные и слабые стороны и чем они отличаются друг от друга.
VCA компрессоры
VCA - это аббревиатура от “voltage-controlled amplifier”, что переводится как “Усилитель, управляемый напряжением”. Это самый нейтральный вид компрессора. Он реагирует на пики, которые превышают установленный пользователем порог. VCA компрессоры известны своей быстрой реакцией и поэтому являются хорошим выбором для острых, ритмичных партий. Главной фишкой этих компрессоров является управление транзиентами. Он не съедает атаки (в отличие от LA-2A) поэтому иногда его называют “стерильным компрессором”.
Многие VCA компрессоры включают в себя очень точный контроль широкого диапазона сжатия, включая такие параметры как порог срабатывания, соотношение сжатия, время атаки и релиза, восстановление мощности и иногда параметр knee. Это обилие элементов управления делает компрессоры VCA универсальными.
Один из популярных компрессоров dbx 160 был воссоздан в сотрудничестве с компанией dbx и эмулирует уникальный звук и характеристики этого компрессора, с некоторыми добавленными функциями, которые доступны только в цифровом плагине.
Так же dbx 160 был часто используемым компрессором для барабанов, добавляя свой собственный, уникальный и резкий характер транзиентам ударных. Так же среди самых известных компрессоров VCA есть API 2500, который может использоваться как buss-компрессор или же на отдельных источниках звука.
Хорошо подходит для:
- Сжатия барабанов и других инструментов с тяжелыми транзиентами;
- Добавления “панча” в звук;
- Сглаживания пиков прозрачным, незаметным способом - например, ограничение динамического диапазона вокального или инструментального исполнения без подавления транзиентов;
- Сжатия как мастер-шины, так и для подгрупп;
- Практически любой задачи, нуждающейся в компрессии, т.к. VCA универсальны.
Не подходит для:
Добавления тепла, окрашивания и добавления характера звуку.
А вот как использует эти компрессоры наш педагог по курсу “Сведение и мастеринг” Сергей Комар:
“Эти компрессоры я использую в своих миксах для обработки сигнала на группах с выраженными транзиентами, например: ударные, басы, гитары. С помощью данных компрессоров можно добиться пробивного звука с сохранением чёткости, так же в API 2500 есть блок управления «TONE» который позволяет применять определенный тип эквализации , с помощью которого данный компрессор становится более музыкальным”.
FET компрессоры
FET компрессор - это не то, что вы должны выбрать, если хотите получить прозрачный звук. Он оставляет отличительный звуковой отпечаток на исходном материале. Другими словами - результат его работы очень заметен. Вероятно, самым известным компрессором FET является Urei 1176. Это компрессор звучит на тысячах классических альбомов и создает агрессивное, быстрое сжатие, которое отлично подходит для рок-вокала, барабанов, гитар и многого другого.
CLA-76 - это эмуляция плагина, которая не только отражает набор управления 1176, но и предлагает вам возможность переключаться между моделями двух различных итераций известного компрессора. Также доступен у многих производителей, например у компании Overloud.
Хорошо подходит для:
- Добавления агрессивного, нервного, “панчевого” звука к рок-вокалу, барабанам, басу, гитарам и многому другому;
- В качестве лимитера, из-за быстрого времени атаки;
- Параллельной компрессии (его способность создавать экстремальное сжатие, полезно когда вы смешиваете его с несжатым звуком);
Не подходит для:
Прозрачной, легкой компрессии.
“Данный тип компрессоров обладает злым, серединистым звуком, в моих миксах я нашел им широкое применение в основном для вокалов гитар и бас гитар. Так же широко использую для параллельной обработки, например, для параллельной компрессии барабанов. В основном, использую его на лид вокалах в начале цепи, так как с помощью него достаточно заметно насыщается сигнал на высоких и средних частотах, что добавляет, зачастую, нужный окрас, и очень хорошо выравнивает динамику сигнала с сохранением транзиентов”.
Оптические компрессоры
Компрессоры обычно разделяют ваш входной сигнал на две части: одна передается через схему обнаружения, которая определяет, как будет действовать компрессор, а другая часть - это звук, который управляет компрессором и передается на выход. В оптическом компрессоре схема обнаружения уникальна: звуковой сигнал превращается в свет, который запускает электрооптический датчик, регулирующий гейн-редакшн. Отклик в такой связке приятный и прозрачный. В отличие от других типов компрессоров, аппаратные оптические компрессоры имеют фиксированное соотношение сжатия, как правило 3:1.
И, пожалуй, самым известным оптическим компрессором всех времен является “Teletronix LA-2A”, технически называемый "Leveling Amplifier" (отсюда и название "LA"). Этот компрессор в свое время часто использовался на радио, чтобы держать громкость эфира в одном диапазоне. Суть его заключается в том, что он медленный. Работает практически незаметно, но если накрутить настройки в максимум, то этот компрессор с легкостью может “окирпичить” ваш звук. Стоит помнить, что раз этот компрессор медленно реагирует на звук и медленно перестает на него реагировать, то он совсем не подойдет для резких звуков ударных и перкуссии, резких вокальных партий (речетатив, к примеру).
“LA-2A” сочетает в себе как электрооптическую схему, так и ламповый усилитель для плавного и приятного сжатия, что было особенно полезно на вокальных треках, но он также отлично подходит и для других целей. Компрессор “LA-2A” широко распространен в коммерческих студиях и был использован на бесчисленном количестве записях самых разных исполнителей. Он доступен в форме плагина “CLA-2A” у Waves, “FG-2A” у Slate Digital или “VC-2A” у Native Instruments.
Хорошо подходит для:
- Прозрачного, незаметного сжатия;
- Добавления тепла и блеска вокалу, гитарам, бас-гитаре и другим инструментам (особенно это касается “LA-2A”)
Не подходит для:
- Контроля жестких транзиентов;
- Агрессивно звучащих инструментов.
“Эти компрессоры у меня часто находят применение для низкочастотного сигнала и вокала. Обладают характерным окрасом лампового звука, с бархатными низкими частотами и сглаженными верхними частотами. Одна из фишек применения “LA-2A” например, на вокале: после применения 1176 применяю компрессию с помощью “LA-2А” для того, что бы мягко сгладить чрезмерные пики и транзиенты, а также насытить сигнал гармониками”.
Компрессоры переменной мощности (Variable-Mu)
Самой легендарной итерацией компрессора с переменной мощностью был “Fairchild 670 Tube Limiter” (который также выпускался и в моно-версии “Fairchild 660”). Оригинальные Fairchilds невероятно редкие и очень дорогие. К счастью, существуют отличные эмуляции этого компрессора от Waves - “PuigChild 660/670” и от компании Overloud, которые обеспечивают реалистичную эмуляцию оригинальных Fairchild. В оригинале и эмуляции этого прибора элементы управления attack и release связаны вместе с параметром Time Constant, и вы можете выбрать одну из шести различных заранее заданных комбинаций attack/release time.
Хорошо подходит для:
- Добавления тепла, цвета и жирности к любому звуку;
- Параллельной компрессии;
- Добавления glue эффекта на мастер-шине;
- Лимитирования на мастер-шине;
Не подходит для:
- Точного управление атакой и релизом;
- Управления жесткими транзиентами.
“Я часто использую эти компрессоры для стерео групп или мастер шины. Фишка данного типа компрессии заключается в том, чтобы избежать стерео схлопывания сигнала. Данный тип компрессии, зачастую имеет независимые детекторы компрессора на левый и правый канал, что помогает применять компрессию независимо относительно левого и правого канала, и с помощью этого получить максимально широкий звук при компрессии, а так же сформировать стерео образ композиции”.
Как вы уже увидели, существует довольно много типов компрессоров на любой вкус и для любых целей. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, и как только вы с ними ознакомитесь, вам будет легче выбрать лучший вариант для конкретной задачи. Чаще анализируйте музыкальный материал, его стиль, особенности исполнения и характер композиции, чтобы выбрать правильный, подходящий компрессор.
Так же полезно поэкспериментировать с различными компрессорами на различных инструментах, чтобы получить более четкое, личное представление о том, как каждый из них звучит и ведет себя. Чем раньше вы поймете, что могут делать различные виды компрессоров, и их конкретные характеристики, тем лучше вы сможете понимать, какой плагин и для каких задач вам нужно использовать. Помните, рисует художник, а не кисть. Удачи!
Сергей Комар
KamaZ
Mix Engineer студий и лейблов Wargaming, Vibe - Music Space
Через руки и уши Сергея прошло немалое количество звезд российского и белорусского шоу-бизнеса, таких как Макс Корж, ЛСП, Elvira-T, Моргенштерн, The Offspring, Лигалайз, Nuteki и многие другие. Со многими работа продолжается и по сей день.
Проекты: Макс Корж «Respect Production (Респект Продакшн)», Wargaming.net (Sound Designer, Post-Production),Vibe - Music Space (Mix Engineer)