Теория музыки меньше чем за 30 минут
Начнем с основ. Итак… что такое нота?
Если кратко, то весь звук - это вибрация. То, что мы называем нотой - это звук определенной высоты, вызванный вибрацией. Как высоко или низко звучит нота зависит от частоты этих вибраций. Чем выше частота колебаний, тем выше нота, и наоборот.
Гамма.
Потому что в западной музыке мы делим октаву на 12 равных шагов. Но несмотря на то, что мы используем всего 12 нот в нашей музыке, в мажорных и минорных гаммах используют только
7 нот. Вот почему, когда вы сыграете все 7 нот гаммы и вернетесь к той же самой ноте обратно, вы проделаете путь в октаву, то есть 8 нот. Подумайте о таких словах как октагон, осьминог (англ. octopus) и т. д.
Не сложно? Отлично! Двигаемся дальше :)
Итак, как вы могли заметить, мы не используем все ноты подряд при игре гаммы. Мы пропускаем определенные ноты, то есть, расстояние между некоторыми нотами будет
больше, чем у других (расстояние между любыми двумя нотами называется интервалом). Перейти к ближайшей ноте - значит переместиться на полутон (П), а пройти на шаг дальше этого (расстояние в два полутона) называется тоном (Т).
Что заставляет гамму звучать как гамма?
Для начала разберем, что такое гамма. Га́мма — это звукоряд, в котором первая и последняя ноты совпадают по названию, но находятся друг от друга на расстоянии октавы. Отличает различные гаммы друг от друга то, что они имеют свои собственные паттерны тонов и полутонов. Мажорная гамма, которая является основой для большинства музыкальных произведений которые вы слышите, имеет следующую схему интервалов:
T T П T T T П (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон)
Если вы начнете играть такой паттерн от ноты “до”, то в конечном итоге сыграете все белые клавиши на фортепиано.
И даже если вы захотите сыграть этот паттерн от любой другой ноты, используя эту последовательность интервалов вы получите всё ту же мажорную гамму, но от другой ноты. Разница будет лишь в том, что гамма зазвучит выше или ниже. Другие гаммы, например минорная, имеют другой паттерн тонов и полутонов.
Тональность.
Как мы только что видели, игра всех белых нот на фортепиано, начиная с “до” даёт вам мажорную гамму. Все ноты в гамме “до мажор” находятся в тональности “до мажор”. Если мы
играем ноты мажорной гаммы, начиная с другой ноты, например соль, то эти ноты находятся в тональности “соль мажор”. Просто, правда?
Давайте взглянем на гамму “соль мажор”. Помните, это означает, что мы начинаем с ноты соль и
двигаемся вверх по патерну T T П T T T П. Но вы сразу заметите, что теперь в нашей гамме появилась чёрная клавиша - “фа диез”.
Видите, все очень просто!
Помните, когда вы поднимаетесь вверх по мажорной гамме, все ноты идут по латинскому алфавиту, независимо от того, диезные эти ноты или бемольные. Вот почему в ре мажорной гамме (D Major)
есть “фа диез”, а не “соль бемоль”, так как это следующая нота от “ми” (Е) и она находится перед “соль” (G). Другие гаммы будут использовать бемоли вместо диезов по той же причине. Например,
ноты в фа мажоре это: “фа” F, “соль” G, “ля” A, “си-бемоль” B, “до” С, “ре” D, “ми” Е. Это должен быть си-бемоль, а не ля диез (даже если они звучат одинаково), потому что между латинскими буквами А и С в гамме должна быть буква B, а не еще одна A.
Вы можете задать вполне логичный вопрос, а почему нота “до” это C а не А? И почему это отсчёт идёт с ноты “ля”? Ответ простой: потому что так исторически сложилось. В стародавние времена самой используемой тональностью был ля минор. Камертон, кстати, тоже выдает ноту ля. Первая нота как раз и задает тональность, соответственно порядок нот в то время был такой:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль (A, B, С, В, Е, F, G)
*Для более подробного изучения можно, нужно изучить вот эту интересную статью! :)
Минорные тональности и их виды.
Вы можете заметить, что в минорной гамме свой паттерн интервалов.
Есть несколько вариаций минорной гаммы. Эта самая основная версия и называется она натуральный минор. Так же, как и с мажорной гаммой, ноты натуральной минорной гаммы - это ноты натуральной минорной тональности.
Возможно, вы заметили, что ля минор имеет все те же ноты, что и тональность до мажор. Это
потому, что они являются параллельными: ля минор - это параллельная тональность до мажору. Чтобы найти параллельный минор к любой мажорной гамме, просто возьмите с шестую ступень мажорной тональности. Например, параллельный минор соль-мажору- это ми минор.
Интервалы.
Как мы уже изучили ранее, расстояние между двумя нотами называется интервалом. Давайте детальней посмотрим на различия между интервалами в мажорной и минорной гаммах. Первые изменение появляются на третьей ноте гаммы. В мажорной гамме третья нота находится на четыре полутона выше основного тона (тоники) гаммы. В минорной гамме это всего лишь три полутона вверх от тоники. Вот почему интервал из трёх полутонов называется малой терцией, а из четырёх полутонов - большой терцией.
Как в минорной, так и в мажорной гаммах четвертая и пятая нота имеют одинаковый интервал от тоники. Нет, например, минорной кварты или мажорной квинты. Эти интервалы называются чистыми. Интервал “до” - “фа” - это чистая кварта, а “до” - “соль” - чистая квинта.
В минорных гаммах шестая и седьмая нота от тоники являются минорными интервалами. В тональности “до минор” шестая и седьмая нота это “ля бемоль” (малая секста) и “си бемоль” (малая септима), а в “до мажоре” шестая и седьмая ноты это ля (большая секста) и си (большая септима).
Аккорды.
Аккорды - это группа нот, играемых одновременно. Наиболее распространенные типы аккордов состоят из трёх нот, поэтому их и называются трезвучие. Обычно они состоят из терций. Для хорошей и понятной демонстрации того, как это звучит, просто сыграйте на фортепиано ноту "до", потом от неё отсчитай три белых клавиши вверх и сыграй ноту “ми”, а затем еще раз три белых клавиши вверх и сыграй ноту “соль”.
Это мажорный аккорд или мажорное трезвучие, потому что нота в середине является большой терцией по отношению к тонике (“до”). Если вы понизите ноту “ми” на полутон, то получите ... вы уже верно догадались, минорное трезвучие. Первая и пятая нота в аккорде одинаковые для мажора и минора.
Если вы будете строить трезвучия от каждой ноты в мажорной гаммы, используя только ноты в этой
гамме, это последовательность аккордов, которую у вас получится:
Мажор-Минор-Минор-Мажор-Мажор-Минор-Уменьшенный
Уменьшенный? Ах да, уменьшенное трезвучие. Это похоже на минорное трезвучие, за исключением того, что пятая ступень в аккорде ниже на один полутон. Как мы уже говорили ранее, интервал квинта не может быть большим или малым, он чистый. Поэтому, если пятая ступень в трезвучии опускается на пол тона, то трезвучие уменьшается, отсюда и название аккорда. Соответственно, если пятая ступень повышается на пол тона, то аккорд становится увеличенным.
Часто используемые и наиболее важные аккорды в мажорной тональности это те,
которые строятся на первой, четвертой и пятой ступени гаммы. В тональности “до мажор” это аккорды - ”до мажор”, “фа мажор” и “соль мажор”.
Квинтовый круг тональностей.
Квинтовый круг тональностей – это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количеству общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту (5).
На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней – их параллельные миноры.
*Для более подробного изучения и возможности применения кварто-квинтового круга, рекомендуем подробно изучить вот эту замечательную статью.
Вывод.
Всё, что здесь описано, является необходимыми знаниями, если вы хотите по-настоящему понять
музыку. Если вы новичок в теории музыки, то надеемся, последние 25 минут или может чуть больше были очень полезными для вас! Но поверьте, вам еще многое предстоит узнать!
Если вы серьезно относитесь к музыкальному образованию и хотите улучшить свои навыки
композитора, обязательно ознакомьтесь с нашим списком курсов!
Спасибо за ваше время и удачных сочинений!
XSSR Academy