Skip to main content

 6 ПЛАГИНОВ  ДЛЯ РЕАЛИСТИЧНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ЗВУКА

Многие из нас знакомы с приёмами позиционирования звука в саунд-дизайне. Различного положения в звуковом пространстве можно достичь путём автоматизации панорамы или громкости, фильтрации и прочее. В игровом звуке за позиционирование отвечают аудиодвижки (Wwise, FMOD, Elias) или же специализированные плагины (Steam Audio, Resonance Audio, Oculus Spatializer).

Но как же добиться 3D-эффекта в линейном звуке? В жизни мы определяем положение источника звука на слух. В зависимости от анатомии наших ушей и положения головы мы воспринимаем на слух окружающую среду и можем точно позиционировать звук. В играх же мы слышим виртуальными ушами, т. к. наша голова находится в мире по ту сторону монитора. Такое психоакустическое явление сподвигло аудиоспециалистов в поисках достижения реалистичного звучания к созданию технологии бинаурального аудио. То есть изначально записывается сигнал на микрофоны, которые имитируют расположение ушей. Это позволяет создавать звуковые картины, полностью погружающие слушателей в иммерсивный мир. Таким приёмом пользовались создатели Hellblade для воссоздания «голосов в голове» главного персонажа. Также всё чаще бинуарный звук встречается в музыке.

На этом технологии не ограничиваются. Например, трёхмерное позиционирование звука необходимо для 360 видео и VR-кино, не говоря уже о различных инсталляциях, выставках с интерактивными аудиосистемами. Но это уже отдельная тема и многоканальные аудиосистемы скорее являются имитацией восприятия. Для таких систем разработчики выпускают специализированные рабочие станции, где можно сводить в многоканальном режиме, параллельно настраивая позиционирование.

Перед нами же, простыми саунд-дизайнерами, сложных задач не стоит. Наша цель — повторить приём 3D-позиционирования в своём проекте. Смеем предположить, что не у каждого в студии, а уж тем более в углу комнаты, где все мы обычно работаем, есть бинауральные микрофоны или даже обыкновенная стереопара. Хотя мы стремимся управлять уже существующим сигналом в нашем проекте и тут бинауральные записи не помогут.

Но не будем отчаиваться! К нам на выручку спешат технологии и щедрые разработчики, которые предоставляют достаточный выбор бесплатных (!) и коммерческих плагинов для эмуляции бинаурального эффекта (бинауральных движков), а также для имитации 3D-звука.

Перед тем как перейти к обзору плагинов, разберёмся в основных терминах, которые нам будут встречаться.

HRIR и HRTF

HRIR  (head-related impulse response) — характеристика зависимая от значений измерений головы разных людей, либо манекенов. Проще говоря, это записанный импульс с учётом анатомии слушателя, который учитывает, как сигнал доходит до каждого уха, в зависимости от расположения источника звука. HRTF  (head-related transfer function), в свою очередь — интегрально преобразованное по Фурье HRIR.

SOFA

SOFA (Spatially Oriented Format for Acoustics) — формат, который содержит в себе информацию о пространственном позиционировании и акустике. Обычно файлы такого формата передают, например, HRTFs или импульсы различных помещений. Применение SOFA в плагинах позволяет выбрать для прослушивания в пространстве голову по вашему желанию. 

Итак, давайте посмотрим какие плагины для 3D-звука мы смогли отыскать.

1. Anaglyph

Бесплатная версия: да.

Anaglyph — это высококачественный некоммерческий плагин для бинаурального позиционирования в виртуальном пространстве микса. Разработчик озвучил концепцию ещё в далёком 2016, но официально продукт так и не вышел на рынок. На официальном сайте можно скачать бета-версию инструмента, которая по отзывам работает стабильно и без нареканий.

По словам авторов, плагин является результатом исследований восприятия и технических особенностей бинаурального аудио. Разработчики использовали основанную на физиологии модель головы, что даёт возможность кастомизировать параметры HRTF под каждого слушателя. Также есть несколько пресетов с комнатами, но без множества настроек. Можно загружать сторонние импульсы HRIR.

Помимо основных форматов, разработчики сделали ещё и плагин для Unity, так что можно смело поэкспериментировать.

2. Binauralizer

Бесплатная версия: есть пробная версия.

С помощью этого инструмента можно настраивать бинауральный эффект, основные функции для позиционирования в нём есть, но без дополнительных настроек отражений. Но, несмотря на это, здесь тоже не забыли добавить возможность кастомной HRTFs для реалистичной имитации положения и ширины звука. Кстати, плагин может забирать как обычные моно- и стереосигналы, так и сигнал с мультиканальных систем. В общем, достаточно полезный плагин без излишеств.

3. SoundObject

Бесплатная версия: да.

Созданный энтузиастом плагин может отпугнуть своим простым интерфейсом, но всё-таки сто́ит дать ему шанс. Тем более что разработчик выложил открытый код для общего доступа. Всё, что нужно для 3D-позиционирования инструмент умеет — расположение звука в трёхмерном пространстве, возможность добавления импульса помещения и HRIR, отражения.

Так что, для бесплатного инструмента набор функций достаточный, чтобы начать работу.

4. Panagement 2

Бесплатная версия: да.

Инструмент позволяет применять бинауральный эффект при панорамировании. Наиболее важные функции в бесплатной версии доступны — отражения, настройка дистанции и визуализация положения в пространстве.

Несмотря на небольшое количество регулируемых параметров, вы сможете легко позиционировать свой сигнал в пространстве, плагин автоматический будет фильтровать звук и управлять уровнем. Одним словом, просто, но эффективно.

5. dearVR MICRO

Бесплатная версия: да.

Это более простая версия старшего собрата dearVR PRO с лаконичным интерфейсом и оптимальным набором функций. Здесь, прямо как в аудиодвижках, есть параметры Elevation и Azimuth для свободного расположения звука в трёхмерном пространстве. Также имеется набор пресетов отражений комнат с различной акустикой или можно самостоятельно настроить длину и уровень отражения.
Есть возможность переходить от обыкновенного стерео панорамирования к HRTF плавно через ноб, а также регулировать ширину сигнала.

Как уже упоминалось, есть платная и, соответственно, более функциональная версия — dearVR PRO. Это профессиональная станция с функциями окклюзии, множеством пресетов отражений и их тонкой настройкой, а главное — с возможностью выводить сигнал для систем Ambisonics, 5.1, 7.1, вплоть до гибридных аудиосистем типа 9.1.6. Вообще, у производителя довольна любопытная линейка плагинов dearVR для различных задач 3D-аудио.

6. PANORAMA 7

Бесплатная версия: пробный 30-дневный период.

Panorama — это виртуальный плагин способной производить реалистичные акустические эффекты через наушники или динамики. В программе применяются технологии 3D-audio и моделирования акустического окружения для имитации распространения звука в реальном пространстве.

Наверное, это самый близкий к аудиодвижкам плагин, т. к. открывает перед саунд-дизайнерами практические те же возможности, что и Audiokinetic Spatial Audio, только в рамках линейного аудио.
Помимо 3D-позиционирования, стереопанорамических эффектов, расширения сигнала, виртуального мониторинга многоканальных систем через наушники, разработчики добавили в новой версии несколько интересных особенностей.

  • Позиционный секвенсор позволяет автоматизировать перемещения сигнала в пространстве или же привязки в битрейту.
  • Большее виртуальное пространство для панорамирования приблизительно от -30 до +30 метров.
  • Поддержка SOFA, что позволит использовать импульсные характеристики положения головы этого формата извне.
  • Интегрированная «модель головы». Это улучшение ввели для более точного воспроизведения в позиции близкой к слушателю с учётом психоакустического явления «тени» головы.

Можно с уверенностью сказать, что это мощный инструмент с возможностями моделирования отражений, диффузии, позиционирования источника звука и даже преобразование бинаурального сигнала для прослушивания на стереосистемах.

Рассмотренные нами плагины позволят вам напрямую в DAW создавать эффект бинаурального аудио и располагать звуковой объект в виртуальном 3D-пространстве. Обширные технические возможности позволяют саунд-дизайнерам раздвигать граница, выходи́ть за пределы плоского стереозвука.

Только сто́ит помнить, что бинауральный эффект можно услышать только в наушниках. Хотя в некоторых плагинах из нашего списка есть и декодеры, для вывода сигнала на стереосистемы.

В общем, оставляем вас с этой информацией, а дальше всё в ваших силах! Удачи!

Онлайн-курс позволит вам создавать сложные звуковые картины для игр или видео. Вы изучите на практике техники записи и синтеза контента, а также его подготовки к продакшену или имплементации. Результатом ваших трудов по окончании станет итоговая работа, которую вы смело можете использовать для портфолио.

 САУНД-ДИЗАЙН 
ДЛЯ ИГР И ВИДЕО

старт 04 марта 2025
Онлайн-курс позволит вам создавать сложные звуковые картины для игр или видео. Вы изучите на практике техники записи и синтеза контента, а также его подготовки к продакшену или имплементации. Результатом ваших трудов по окончании станет итоговая работа, которую вы смело можете использовать для портфолио.