Skip to main content

 Интервью  с основателем AP Sound Capture Андреем Филипповым

AP Sound Capture

Беседовала Майя Сопунова

Микрофоны — это один из основных инструментов саунд-дизайнеров. Чтобы создать желаемый и уникальный звук для своих проектов будь то фильм, видеоигра или реклама, аудиоспециалистам необходимо записывать много собственного материала. Запись диалогов, звуковых эффектов и фоновых шумов помогают оживить звуковую картину и сформировать собственное неповторимое звучание.

Начинающему саунд-дизайнеру часто трудно разобраться, с чего начать записывать звуки, какие лучше выбрать микрофоны для полевой записи, как правильно выбрать базовую аппаратуру. На рынке много предложений на разный бюджет. Но зачастую у большинства, нет возможности отдавать размер своего месячного оклада только за один микрофон.

Хорошо, что на рынке существуют оптимальные решения, как, например, микрофоны от AP Sound Capture. Мы пригласили владельца и основателя производства Андрея Филиппова, чтобы задать вопросы от студентов и поближе познакомиться с продукцией. В узких кругах AP Sound Capture уже давно себя зарекомендовала, как место, где можно приобрести бюджетные и качественные устройства. В каталоге насчитывается уже 12 позиций устройств различной направленности. И многие из наших выпускников хорошо отзываются об этих микрофонах и постоянно применяют в своей работе.

— Приветствуем, Андрей! Спасибо, что нашёл время побеседовать с нами.

Всем привет! Спасибо за приглашение. «Владелец и основатель» — звучит очень круто, но на деле это скорее приятное хобби в свободное время, нежели какое-то массовое производство😄

— Давай начнём с того, как вообще появилась идея производить микрофоны самостоятельно? Это была необходимость, давнее увлечение или может просто стечение обстоятельств?

Увлекаться самодельными микрофонами я начал очень давно, примерно с начала моего увлечения записью звуков природы. Но делал всё только для себя и не всегда в красивом внешнем исполнении. Решение производить небольшие партии микрофонов на продажу пришло случайно. Как-то раз продал классный EMF детектор LOM Elektrosluch Mini City, потом очень сильно пожалел о таком решении и решил сделать себе что-то похожее. Так появился первый продукт в моей линейке — Electromics. Постепенно я начал расширять ассортимент. Такое хобби позволяет мне отвлекаться от компьютера и перезагружать голову, а также привлекать больше людей в классный мир полевой записи.

— Расскажи немного о себе, чем занимаешься помимо производства микрофонов? Насколько нам известно ты тоже саунд-дизайнер?

Всё началось с написания музыки (для себя, потом для музыкальных стоков типа Audiojungle и рекламы). Параллельно с этим я работал саунд-дизайнером для игр. Правда, похвастаться каким-то крутым игровым проектом не могу, т. к. очень «везло» ввязываться в долгострои, которые в итоге не завершались должным образом. Это привело к выгоранию, и я решил сменить направление. Теперь чаще работаю саунд-дизайнером для линейного звука. Ну и увлечение полевой записью звуков природы и не только — это навсегда в сердечке.

Микрофоны Basic

— В каталоге у тебя сейчас 12 видов микрофонов различного назначения. Какие из моделей наиболее универсальны? И есть ли среди них у любимые девайсы?

В последнее время я часто использую для записи природы микрофоны серии Basic. Они обладают очень низким уровнем шума и высокой чувствительностью, и поэтому подходят для записи тихих атмосфер. А их относительная бюджетность позволяет не так сильно их жалеть — например, можно оставить в лесу на несколько суток. Эти микрофоны наиболее универсальны для новичков и подходят для большинства задач полевой записи природных звуков. Плюс можно записывать какие-то очень тихие фактуры или звуки.

Второй микрофон, который я часто использую для экспериментов — ультразвуковой Ultrasonicmic 96k, т. к. часто возникает интерес, как определённый звук проявляет себя в ультразвуковом диапазоне. Но у него довольно высокий уровень шума, поэтому как универсальный микрофон для всего он не очень подходит.

Микрофоны Tinymics я тоже довольно часто использую, т. к. у них очень ровная АЧХ, и хорошо пишут ультразвук плюс миниатюрные. Но довольно шумные, для тихой природы не очень подходят.

Микрофоны Tinymics

Ультразвуковой микрофон Ultrasonicmic 96k

— Конечно, от такого разнообразия вариантов у многих разбегаются глаза. Есть некий минимум, чтобы можно было начать записывать собственные звуки? Может посоветуешь кит для новичка?

Как говорят многие филд-рекордисты, «лучший рекордер или микрофон — это тот, что сейчас с собой». Бывало, что интересные звуки я записывал просто на смартфон, т. к. под рукой ничего не было.

Самый базовый сетап — это любой рекордер с 3.5 мм входом и внешние стереомикрофоны (те же Minimics Basic, сlippy-микрофоны Micbooster, микрофоны от LOM). К ним можно докупить мини-штатив, стереопланку или держатель (которые можно бюджетно сколхозить из какой-нибудь деревянной линейки), либо можно закрепить микрофоны на рюкзаке, ветках дерева и т. д. Такого сетапа будет достаточно, чтобы записать много классных звуков. Например, я всегда с собой ношу в сумке рекордер Sony ICD-SX1000, микрофоны Basic Minimics для тихих атмосфер, и Tinymics и записал много классного материала.

Если денег чуть побольше, то в качестве рекордера можно взять Zoom F3 — 32-битный рекордер компактного размера. Но у него есть только XLR подключение и нет встроенных микрофонов.

— Здесь сразу ещё один вопрос. Как правильно подобрать микрофон для различных целей: записи шагов, выстрелов или окружения. Нужны ли разные микрофоны для каждой записи или можно обойтись одним универсальным набором?

Про выстрелы много не расскажу, т. к. опыта почти нет. Знаю, что лучше использовать рекордеры 32 бит, или рекордеры с аналоговыми лимитерами на входе. Плюс нужно выбирать микрофоны с высоким уровнем SPL (максимальный уровень звукового давления, громкости). Качественно записать оружие бюджетно не получится, т. к. зачастую используют очень много микрофонов для разных дистанций. Микрофоны из моего ассортимента не очень хорошо подходят для таких максимально громких звуков.

Для фоли я бы использовал кардиоидный микрофон, может быть что-то типа Rode NT1, или микрофоны Nevaton, если вы располагаете бюджетом покрупнее. Плюс ещё важно хоть как-то заглушить комнату от эха. Для шагов на улице/в лесу тоже можно использовать кардиоидный микрофон или пушку. Но я, бывало, очень неплохо записывал просто на рекордер Sony M10 на встроенные микрофоны и получалось вполне хорошо. Поэтому не стоит сразу бежать покупать самые крутые и дорогие микрофоны, особенно если вы в начале своего пути.

— Мне очень нравятся твои демозаписи на YouTube-канале звуков природы, очень атмосферно. Как ты организуешь запись на открытом пространстве? Используешь собственные решения или готовые? Потому как цены на профессиональную ветрозащиту отпугнут любого и вынудят вернуться к библиотечным записям. По крайней мере, у меня так))

Для маленьких микрофонов я обычно использую меховую ветрозащиту, которую покупаю на Aliexpress (фото №1). Они не такие качественные, как решения от Rycote, но и цена намного ниже. От очень сильного ветра не спасают, но в более спокойных условиях работают хорошо.

Для микрофона Rode NT4 я использую Rode Blimp с креплениями от предыдущего поколения (фото №2). Этот сетап выдерживает довольно сильные порывы ветра. На том же алиэкспресс довольно много бюджетных вариантов ветрозащиты приемлемого качества.

1

2

Для своего сетапа с парой Rode NT1 я делал ветрозащиту сам. Сначала делал каркас из проволоки (фото №3), а потом сшил меховую «шапку» (фото №4). Для подобных микрофонов готовых решений ветрозащиты нет, т. к. мало кто их использует вне студии.

3

4

— Я попросила ребят из нашего сообщества подготовить вопросы, которые их больше всего интересуют. Начнём с первого — планируется ли выпуск гидрофонов?

Довольно часто спрашивают про гидрофоны. Я с ними экспериментирую уже давно, потрачено много денег и времени, но пока результатов хороших не достиг. Поэтому пока что решил отложить их в долгий ящик. Но в РФ есть ещё человек, который делает классные звуковые штуки, и у него не так давно появился в продаже гидрофон. Вот ссылка на сайт.


К сожалению, я не тестировал его и не могу точно сказать, насколько он хорош. Но те, кто ищут гидрофон, могут обратить внимание.

— Некоторые из микрофонов твоей мануфактуры — это реплики собратьев от LOM. Что ты можешь рассказать о микрофонах этой компании?

Микрофоны LOM очень популярны среди саунд-дизайнеров и энтузиастов полевой записи звуков. Многие профессионалы используют их, т. к. они обладают малым размером и обладают приемлемой ценой, из-за чего не жалко их потерять или повредить. Единственный недостаток у них тот, что их зачастую раскупают за несколько минут.

Я начал делать подобные микрофоны на тех же капсюлях отчасти по причине недоступности их у LOM. Плюс сейчас бывает сложно оплачивать зарубежные товары, и возникают сложности с доставкой. Хотя LOM без проблем отправляют в Россию и сейчас, поэтому если есть возможность оплатить, и повезёт урвать что-то за первые минуты начала продаж — то можно купить.

— Ещё вопрос от наших выпускников — есть ли смысл покупки компактного микрофонного предусилителя, типа SE ELECTRONICS T.N.T, для более чистой записи в недорогих рекордерах?

В начале пути я использовал подобный преамп при записи в Zoom H6, но здесь надо ещё иметь в виду, насколько шумный сам микрофон. Если уровень шума микрофона высокий, то сам преамп уже не так важен. Но если это какие-то тихие микрофоны типа Rode NT1, то тогда может и есть смысл. Хотя вместо пары таких предусилителей можно взять Zoom F3 рекордер, у которого очень малошумные предусилители изначально и стоит он относительно недорого в данный момент.

Вообще, если вы обладатель недорогого рекордера с шумными преампами, то сто́ит выбирать микрофоны с высокой чувствительностью, чтобы хоть как-то уменьшить влияние шума предусилителей. Например, мои микрофоны серии Basic обладают очень высокой чувствительностью, что позволяет не выкручивать гейн на рекордере и записать звуки с приемлемым уровнем шума даже на самых базовых моделях. В остальном же чудес не бывает. Какие-то хорошие внешние предусилители стоят немало. Как вариант — обновлять своё оборудование через площадки типа Авито, довольно часто там проскакивают очень выгодные предложения по рекордерам, если успеть их урвать.

Можно расположить рекордер или микрофоны ближе к источнику звука, тогда шум будет меньше портить запись. Здесь главное — не перестараться, и способ не работает при записи атмосфер.

— Что ж с техническими вопросами можно закругляться и перейти к более философским. Какой совет ты бы дал тем, кто только пытается самостоятельно записывать контент? Как не испугаться технических сложностей и обилия аппаратуры?

Не обязательно сразу гнаться за самыми крутыми микрофонами и рекордерами. Можно начать с самого базового оборудования, чтобы хотя бы понять принципы. Ещё сейчас довольно много статей по этой теме в сети и на YouTube. Правда, там на английском языке всё, но можно попробовать почитать их с переводчиками. Я бы искал информацию по запросу field recording basics. Вот несколько интересных ссылок:

Я воспринимаю полевую запись природы как медитацию — стоишь, сидишь, слушаешь окружение, боишься медведя, а заодно делаешь записи, которые потом могут пригодиться в работе. В повседневной жизни редко получается замереть и просто слушать всё, что происходит вокруг.

— И наш коронный вопрос напоследок. Какая игра из последних тебе понравилась и почему?

Из последних игр, которые произвели впечатление — это Half Life Alyx. Там очень круто всё — и звук, и визуал, и проработка геймплея. Был снова впечатлён игрой Titanfall 2, звуки оружия и окружения там очень сочные.

Благодарим ещё раз Андрея за подробный рассказ и ответы на все вопросы. Надеемся, что после такого вдохновляющего интервью у вас не останется страхов и сомнений и вы скорее начнёте самостоятельно писать звуки. Может, для работы, а может, и просто для души. Удачи!

Онлайн-курс позволит вам озвучивать игры с нуля с помощью middleware-программ FMOD Studio и WWise. Вы научитесь создавать интерактивную музыку и имплементировать её в игровые прототипы, разрабатывать звуковые системы различной сложности для различных игровых жанров. Результатом ваших трудов по окончании станет итоговая работа, которую вы смело можете использовать для портфолио.

 ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЗВУК 
И АУДИОДВИЖКИ

старт 19 ноября 2024
Онлайн-курс позволит вам озвучивать игры с нуля с помощью middleware-программ FMOD Studio и WWise. Вы научитесь создавать интерактивную музыку и имплементировать её в игровые прототипы, разрабатывать звуковые системы различной сложности для различных игровых жанров. Результатом ваших трудов по окончании станет итоговая работа, которую вы смело можете использовать для портфолио.