13 необходимых навыков аудиодизайнера уровня Senior
Нам часто задают вопрос — что нужно уметь аудиодизайнеру, чтобы попасть в топовую студию? Какие навыки требуют различные работодатели, что нужно подтянуть и освоить?
Есть интересное исследование Тая Гастингса, работавшего над Призраком Цусимы, о самых востребованных навыках аудиодизайнеров. В статье приводится любопытная инфографика процентного соотношения различных скиллов, но эта статистика справедлива для западной игровой индустрии.
В нашем распоряжении оказался документ одной из крупнейших игровых студий СНГ, где приводится перечень ожидаемых технических компетенций для позиции аудиодизайнера уровня Senior. После анализа этого перечня и суммарного опыта наших преподавателей и выпускников, которые также работают в различных студиях, мы смогли выделить основные навыки, которые скорее всего пригодятся вам как специалисту, если вы решили связать свое будущее с игровым звуком.
1. Анализ геймплея и работа с заказчиком
Специалист такого уровня должен уметь самостоятельно оценивать требования заказчика, анализировать их и быть способным скомпилировать техническое задание для будущей работы. Еще на ранних этапах аудиодизайнер продумывает технические решения и оценивает возможные проблемы, технические возможности реализации для последующего корректного продакшена контента.
Также важным является умение самостоятельно организовывать работу с задействованными в разработке менеджерами и специалистами, распределять задания среди коллег для ускорения рабочего процесса.
Для аудиодизайнера ценно представлять себе архитектурно геймплей, понимать общую звуковую картину проекта. Поэтому необходимо активно анализировать другие продукты гейм-индустрии, использовать примеры для достижения максимально качественного дизайнерского решения. Естественно специалисты также должны регулярно делиться с коллегами своими открытиями и знаниями в области звукового геймдизайна.
2. Работа с библиотеками
Уникальность контента — важная составляющая качественного звука в AAA-играх, да и в принципе в сфере аудио. В этой связи от специалистов требуется умение самостоятельно создавать и организовывать звуковые библиотеки, использовать инструментарий реставрации звука типа iZotope RX и специализированное ПО для работы с библиотеками.
Также пригодятся знания по основным библиотекам, доступным на профессиональном рынке, актуальному софту для работы с ними, способам их записи.
3. Звукозапись и Foley
Этот пункт является логическим продолжением предыдущего. Аудиодизайнер должен самостоятельно записывать нужный контент. Сюда можно включить умение вести запись как в полевых условиях, так и в студии, использовать портативное оборудование и правильно организовать процесс записи.
Аудиодизайнеры часто самостоятельно записывают звуки движений, шагов, амуниций, не прибегая к использованию коммерческих библиотек. Это позволяет создавать уникальный контент, отвечающий конкретным требованиям.
Также специалист должен хорошо
ориентироваться в типах микрофонов (динамические, конденсаторные, контактные, бинауральные и т.п.), уметь использовать их по назначению для записи различного типа контента.
Не лишним будет и практический опыт в способах звукоизвлечения для генерации звуковых текстур, нужных для продакшена (Foley), и опыт записи специализированного контента, например двигателей, самолетов, тяжелой техники.
4. Работа с голосом (Voiceovers)
Диалоги занимают особое место в игровом продакшене. Аудиодизайнер должен знать и использовать софт, помогающий в организации больших объемов войсоверов (например, Tsugi Alto Studio), уметь создавать первичные скрипты, согласно требованиям геймдизайна, знать основные приемы обработки и звукозаписи голоса, режиссировать актеров озвучки, объяснять и направлять их, согласно требуемой роли.
Интерфейс Alto Studio от Tsugi
5. Производство контента
Результат работы аудиодизайнера — качественный звуковой продукт по критериям индустрии. Эти критерии включают в себя качественный контент, общий сбалансированный микс, частотные характеристики конечного продукта, уверенное знание своей DAW, принципов элементарной обработки сигнала, умение понимать и настраивать частотные и громкостные балансы, основываясь на индустриальных стандартах, и пр.
Поэтому специалист должен прекрасно владеть и использовать инструменты спектрального анализа (например, Flux Pure Analyzer), иметь развитый и натренированный слух, навык синтеза различных эффектов и понимание основ синтеза звука, саунд-дизайна в различных жанрах для создания различных звуковых фактур, четкое понимание игровой стилистики, представление о перспективе звука и формирования звуковых образов.
Аудиодизайнер должен выполнять микширование геймплея или крупной его части на хорошем уровне, не нарушая общую звуковую картину, подготавливать и оптимизировать контент, осознанно выбирать аудио-кодеки, алгоритмы ресемплинга, сокращения контента. И в целом работать над эстетикой и эргономичностью звука.
Все эти навыки также касаются и линейного звука, надо быть готовым озвучить видеоролик с качеством, достаточным для релиза, без помощи микс-инженера.
6. Создание музыки
Одна из особенностей работы аудиодизайнером — универсальность. Поэтому будьте готовы писать музыку, понимать принципы построения интерактивных музыкальных систем. Сочинение такого материала требует немного иного подхода, нежели в киномузыке или рекламе.
Следует ориентироваться в большом количестве библиотек музыкальных инструментов, уметь создавать темплейты в DAW, разбираться в различных видах музыкальных синтезаторов, их уникальной тембровой окраски и специфических возможностях.
Не лишним будет владение синтезом звука и основными приемами музыкального саунд-дизайна.
Большим преимуществом будет музыкальное или специализированное звукорежиссерское образование и наличие чувства стиля и эстетики в музыке (в основных жанрах). Это включает в себя знание классической музыкальной гармонии, общее понимание гармонии в других стилях музыки, умение аранжировать и оркестровать, умение общаться с музыкантами и грамотно ставить перед ними задачи.
Аудиодизайнер должен быт готов к гибкой работе с инженером звукозаписи, разбираться в оборудовании для звукозаписи и уметь самостоятельно подбирать наиболее оптимальные инструменты.
Скорее всего, вам все-таки придется работать и с линейными форматами, например в кат-сценах или трейлерах. Поэтому навыки работы с линейным звуком тоже пригодятся.
7. Построение архитектуры звука
Различные звуковые системы, будь то движение персонажа, его дыхание или двигатель машины, являются основой звукового представления всей игры. Чем более реалистичны и проработаны такие системы, тем лучший игровой опыт получает пользователь.
Это жизненно важный навык для аудиодизайнеров, который включает в себя целый комплекс сопутствующих умений: свободное владение основными middleware audio engines на рынке (Wwise, FMOD), опыт создания архитектур для разных типов геймплеев (например, Action, Strategy), способность хорошо разбираться в игровых жанрах (3DAction, Strategy, RPG, Simulators) и способах реализации различных звуковых подсистем.
Также построение звуковой архитектуры подразумевает оптимизацию прошлых решений, оценку трудозатратности для программистов при ее создании.
8. Имплементация
Звуковая архитектура выстраивается путем имплементации контента в аудиодвижок или нативную систему игрового движка.
Отсюда вытекает множество задач для аудиодизайнера — составление технической документации для программистов, анализ работы и проблем в звуковой подсистеме с помощью систем профайлинга, владение системами визуального кодирования (Blueprints, Bolt), знания специфики работы со звуком в игровых движках (Unreal Еngine, Unity), понимание всех типов звуковых подсистем (например выстрелы, попадания, двигатели и т.п.), проектирование новых и оптимизация имеющихся механизмов имплементации звуковых систем.
9. Работа с ветками и системой контроля версий
При работе в крупной игровой компании, да и вообще в области какой-либо разработки, для комфортного рабочего процесса специалистам необходимо владеть всеми инструментами систем контроля версий, понимать внутреннюю архитектуру проекта, workflow работы с ветками и серверами, самостоятельно проводить актуализацию релизных версий.
10. Сведение и мастеринг
Уметь сводить нужно как звук в игровом движке, выстраивая динамический микс и логику всего проекта, так и линейный звук. Опять же, помним про кат-сцены, диалоги и многое другое. Также этот
Пример структуры ветвей проекта в репозитории
навык включает в себя оптимизацию звука, что в свою очередь требует от аудиодизайнера анализа и понимания геймплея и грамотной работы с референсами. Не стоит забывать, что аудиодизайнер должен разбираться в стандартах индустрии, различных нормативах, быть способным их замерить и применить в проекте.
Помимо базовых знаний в области сведения и мастеринга большую роль играет то, насколько специалист ориентируется в стилях и направлениях современной музыки, ключевых особенностях создания звучания различных жанров.
Также важно уметь использовать железные приборы в производстве звука/музыки и пост-продакшене. И, разумеется, в совершенстве владеть софтом для обработки звука.
11. Программирование
Для продуктивной работы в тандеме с программистами и разработчиками, а также для грамотного построения звуковых систем для аудиодизайнеров желательны хорошие навыки программирования хотя бы на одном языке программирования (С#, C++, Python).
Специалист уровня Senior обладает знаниями, достаточными для написания собственных плагинов для аудиодвижка или секвенсора, активно применяет языки программирования для создания инструментария автоматизации аудиопродакшена и рабочего процесса.
Базовые знания работы с кодом в Unreal Engine и Unity являются обязательными.
12. Владение вспомогательным программным софтом
Еще один пункт в подтверждение универсальности аудиодизайнеров, хотя и не самый главный. Скорее всего, в работе вам пригодятся знания других программ, не связанных со звуком. Например, умение работы с софтом для видео и изготовления прототипов или презентаций (Adobe Premiere, Sony Vegas, DaVinci Resolve), знание корпоративных инструментов (Figma, Confluence, Jira, YouTrack, Slite).
В любом случае умение эффективно решать проблемы с софтом и его грамотное использование будет большим плюсом.
13. Игровая экспертиза
Важность геймерского опыта часто недооценивают, хотя как мы видим, практически в каждом пункте встречается слова анализ геймплея, анализ референса, понимание механик и пр. Ведь как можно создавать звук для игр, не играя в них? Аудиодизайнеры создают системы, выстраивают микс, тестируют прототипы и первыми оценивают звуковое восприятие, которое в будущем перейдет к игроку. Как минимум каждый специалист должен разбираться в игровых жанрах и их особенностях, уметь анализировать звук в референсных играх и переносить это в свой рабочий проект.
Как мы с вами убедились, профессия аудиодизайнера требует большого количества навыков и знаний, постоянного расширения области экспертизы, анализа актуальных трендов и многого другого. Многие студии также смотрят на портфолио, наличие выпущенных игр, умение подстроиться под пайплайн (может тогда и workflow выше написать по-русски?) студии и софт-скиллы будущего сотрудника. В их представлении идеальный претендент это тот, который придет и начнет работать на полную с минимумом раскачки и адаптации. Особенно это касается ААА-проектов.
Игровая индустрия не стоит на месте, постоянно развивается, появляется множество дополнительных инструментов, поэтому важно быть в тонусе как специалисту, следить за трендами и постоянно повышать свою экспертность.
Но это все равно увлекательное путешествие в мире звука и игр, поэтому желаем вам удачи на этом нелегком пути!